Рис. 2.8 Схема прессиометра
1 – зонд; 2 – обсадная труба; 3 – измерительная аппаратура.
И с п ы т а н и я г р у н т а н а с д в и г имеют особое значение для мест, на которых проектируется строительство сооружений, обладающих в определенной степени тенденцией к сдвигу, например мостов, плотин. Однако испытания на сдвиг могут производиться просто для получения более полной прочностной характеристики неоднородных по составу грунтов, испытания которых в лабораторных условиях не дают удовлетворительных результатов (содержание неоднородных включений).
Испытание пород на сдвиг может вестись в шурфах и скважинах. Существует четыре метода испытаний в шурфах: раздавливание четырехгранной призмы или цилиндра грунта вертикальной нагрузкой, сдвиг целика по заранее намечаемой горизонтальной плоскости, выпирание треугольной призмы в сторону, обрушение треугольной призмы вниз (рис. 2.9, а, б, в). Зная разрушающее усилие и площадь поверхности сдвига, рассчитывают прочность грунта.
Испытания грунта на сдвиг могут вестись и в скважинах лопастными приборами – крыльчатками (рис. 2.10). Для этого двух- или четырех-лопастная крыльчатка 1, закрепленная на штанге 2, вдавливается в забой скважины ниже обреза обсадных труб 3. Вверху вращением сердечника штанг распорными пластинами крыльчатки создается боковое давление на грунт и затем крыльчатка поворачивается.
Этот метод испытания основан на измерении предельного крутящего момента, при котором начинается сдвиг (вращение) лопастей крыльчатки. Сопротивление же сдвигу зависит от свойства грунта и размеров лопастей крыльчатки. Измерив сопротивление сдвигу при разных давлениях к поверхности среза и зная размеры крыльчатки, можно вычислить показатели прочностных свойств
грунтов.
Такие испытания для одного слоя породы повторяют в одной скважине несколько раз, постепенно углубляя скважину.
Испытания грунта лопастными приборами можно вести до глубины 15–20 м. Лопастные приборы позволяют косвенно определить и модуль деформации грунта.
Д и н а м и ч е с к о е з о н д и р о в а н и е заключается в определении сопротивления которое оказывает грунт забивке в него штанги с навинченным на нее специальным стальным наконечником – зондом в виде конуса, имеющего диаметр до 74 мм и угол при вершине 60°. Забивка зонда производится молотом определенного веса, свободно падающим с постоянной высоты; при этом фиксируется число ударов, необходимое для погружения зонда на определенную глубину (10 см), или глубина погружения зонда после 10 ударов.
Рис. 2.9. Схемы испытания целиков на сдвиг:
а – разрушение цилиндрического целика путем сдвига в обойме; б – выпирание трехгранного целика в горизонтальном направлении; в-обрушение трехгранного целика; 1 – целик; 2 – домкрат; 3 – упорные балки; 4 – каретка для перемещения головки домкрата.
|
С т а т и ч е с к о е з о н д и р о в а н и е отличается от динамического тем, что погружение зонда осуществляется не забивкой, а вдавливанием при помощи гидравлического домкрата. Развиваемое домкратом усилие измеряется манометром. Зонд также снабжен датчиком, позволяющим в любой момент определять величину сопротивления грунта внедрению конуса.
При помощи статического зондирования можно вести изучение мягких грунтов на глубину 15–25 м со скоростью 0,5–1 м/мин. Итоговым материалом статического зондирования является график, на котором показывают две кривые: кривую сопротивления грунта под зондом и кривую сопротивления трения.
Теплотехнический расчет ограждающих конструкций. Выбор климатических характеристик
района строительства
По табл. СНиП 2.02.01-83(1995) принимаем:
- средняя температура воздуха наиболее холодных суток tHI, наиболее холодной пятидневки tн5 с обеспеченностью 0,92 и абсолютная минимальная tм;
- продолжительность периода zот, сут., со среднесуточной температурой воздуха ниже 80С и его средняя температура tот.
П ...
Выбор рациональных маршрутов перевозок строительных
грузов и комплектование звеньев «экскаватор–самосвал» на строительстве автомобильных
дорог. Постановка задачи и
исходные данные
Работа ставит своей целью выбор рациональных маршрутов перевозки грузов при максимальном коэффициенте использования пробега автомобилей, определение количества и вида экскаваторов и самосвалов, необходимых для перевозки указанного объема строительных материалов.
Дорожно-строительному управлению (ДСУ) поста ...
Полы
Таблица 7. Экспликация полов.
Наименование помещения по плану
Тип пола
Схема пола
Элементы пола и их толщина
Площадь м2
1-5
1
Покрытие из бетона В20 20мм
Подстилающий слой из щебня 100мм
Утрамбованный грунт
6931,2 ...