Дом Кирова 52 был когда-то подлинным украшением села. Пятистенок с обшитым досками уличным фасадом, богатая резьба наличников, тесовая крыша с вынесенным далеко карнизом — хозяин дома был зажиточным человеком. И, вероятно, раскулаченным — судя по тому, в каком небрежении сохранилась усадьба. Наличники же требуют особого описания, поскольку, как оказалось, они характерны именно для нашего села (так бывало обыкновенно потому, что мастер или мастера, жившие в одном селе, изготовляли наличники для односельчан и для жителей окрестных деревень с применением полюбившегося им определённого набора мотивов; так формировался своеобразный художественный облик каждого поселения).
Общая композиция наличника типична, как показывают наблюдения, для Армизонского края: повторяющая лучковый (в виде слабоискривлённой дуги) завершение окна форма широкой надоконной доски и также широкая подоконная доска с выразительными закруглениями, выдающими влияние стиля барокко. Специфика орловских наличников - в резьбе. На надоконной доске она накладная объёмная и на разные лады обыгрывает мотив двух встречных тугих барочных завитков, с плотно сжатым между ними, в центре, «пучком» из стилизованных листьев. По краям доски - фигурные «уши» - тоже барочный элемент. Резьба подоконной доски — глухая, углубляющаяся в её плоскость. Вариации — на тему четырёх встречных завитков c развевающимися за ними полосами (волн? листьев?); в центре — либо стилизованный знак солнца, либо трудноописуемое сочетание из линий и завитков. В целом мотивы резьбы проникнуты духом старины, которая проявляется и в обращении орловских мастеров к более древнему приёму глухой резьбы.
Это описание касается не одного только дома № 52, но и прочих наличников, встреченных при прогулке по улице Кирова.
Дом № 18, представляющий собой просторную крестовую избу, поражает особенно: все двенадцать наличников уличного и дворовых фасадов, единые по общей композиции, отличались друг от друга вариантами декора. Ни одного повтора! Причина разнообразия, которых так и осталась загадкой. Но опросив старожилов, я узнала, что в этом доме, когда то был колхозный дом, что то вроде гостиницы, поэтому, скорее всего его украсили наличниками с разных домов, которые сделал один и тот же мастер. Так как удалось заметить — то, что размер окон дворовых фасадов не вполне соответствовал (в отличие от уличных) проемам наличника. Хочется поблагодарить того, кто собрал эти наличники в одном доме и, таким образом, сохранил их для нас.
Такой же дом мы нашли в селе Калмакское. Стиль исполнения похож на Орловский, и так же все окна украшены разными наличниками.
Так же я увидела, что в селе Калмакское больше домов украшенных домовой резьбой. Здесь можно сделать несколько предположений:
1. В селе Калмакское постоянно был свой мастер резьбы по дереву. Я узнала имя мастера, который работал с деревом и в селе Калмакское. Это Новосёлов Левонтий Сидорович (1908 – 1983). Скорее всего, более современные наличники сделал он.
2. В Орлово меньше сохранилось домов с домовой резьбой.
Опросив старейших жителей села (Сараева Матрёна Семёновна, Шулепова Лидия Андреевна) в Орлово я узнала, что последним мастером, который работал с резьбой по дереву был Мартемьян Исакович Яковлев. Он родился в селе Южно - Дубровное в 1908 году (хотя по документам он идёт на год моложе - так был записан в детстве). В 1943 году семья Яковлевых переехала в село Орлово. Мартемьян Исакович ещё до войны освоил профессию тракториста. За доблестный труд во время войны и в послевоенные годы был награжден тремя медалями.
К сожалению, имена мастеров изготовивших более старые наличники узнать не удалось. Хорошо что до наших дней дошли те прекрасные вещи которые они изготавливали из дерева.
Если внимательно рассмотреть наличники сёл Орлово и Калмакское, то видно и схожесть и различие этих произведений.
Генплан и благоустройство территории
Генеральный план предусматривает размещение основных производственных и административно-бытовых зданий, объектов вспомогательных производств, складов, дорог, а также озеленение. Исходным материалом для разработки генерального плана служит технологическая схема производства.
Планировка площадки должна обесп ...
Стандартизация и контроль качества
Качество строительства – это соответствие выполненных в натуре зданий и сооружений и их частей проектным решениям и нормативам.
По отношению к органу, осуществляющему контрольные функции, различается контроль внутренний, когда он организуется внутри рассматриваемой системы руководителями данной или вышесто ...
Ремонт декоративной штукатурки
Старую поверхность декоративной штукатурки из цветных растворов, обработанных под соответствующую фактуру, очищают от пыли и грязи вручную стальными щетками, механизированным инструментом или пескоструйным аппаратом. По очищенной штукатурке подбирают цвет образцов. Для этого изготовляют несколько образцов ш ...